Владимир Новиков. Персональный сайт.  


festivali.org.ua






Владимир Новиков на www.bards.name

bards.name - Энциклопедия авторской песни

Bardradio.net




Бард Топ
Яндекс цитирования
Page Rank Icon
Rambler's Top100



© Владимир Новиков.

  Статьи обо мне

В этом разделе вы можете с удовольствием для себя (и к моему удовольствию тоже!) ознакомиться с различными статьями, посвященными моей скромной персоне.
Рассказывать о себе можно сколько угодно. Вот только из скромности (настоящей или ложной) всё равно всего не скажешь. Разве что, спросят в интервью, – и из тебя «выскользнет» что-то неожиданно откровенное. Или же журналист, как бы высказывая взляд со стороны, предложит своё мнение читателю.
Поэтому читайте...
А если появятся вопросы, напишите мне письмо . Буду также вам признателен за отзывы в Гостевой книге .


«МЫСЛИ, НАВЕЯННЫЕ 3-м КОНЦЕРТОМ»


Алекс ПЛАКС
Так получилось, конечно же, случайно, но в «конец недели», т.е. «week end», что по-английски уже нам удобней и понятней, мне удалось побывать на 3-х концертах! В пятницу – это была встреча-концерт с поэтом-сатириком Игорем Иртеньевым, в субботу – концерт Государственного ансамбля Грузии, в воскресенье – концерт барда, автора музыки и исполнителя Владимира Новикова.
Концерты оказались совершенно разные. По жанру – это уже понятно. По месту их проведения, они тоже оказались совершенно разные. Встреча с москвичом, «поэтом-правдорубом» Игорем Иртеньевым происходила в новом помещении книжного магазина «East-West». Собрались эстеты, тонкие ценители изящной словесности. Новое, весьма оригинальное помещение магазина было полно страждущих удовольствия. Окружающие слушателей полки с книгами еще более дополняли обстановку тонкости и изящества. И.Иртеньев оправдал надежды своих гостей. Гости, кажется, тоже оправдали надежды принимающей стороны.
Концерт грузинских танцоров состоялся в шикарном зале Университета Джорджа Мейсона, что в Фейефаксе, рядышком с Вашингтоном. Ультрасовременный концертно-театральный зал с более чем тысячью мест был заполнен до отказа. Заполнен, в основном, коренными американцами, которые, думаю, не все знали, где находится Грузия, хотя, возможно, представляли, что не в районе Атланты. Тем, кто сомневался, танцоры в течение более двух часов убедительно это доказали. Потому что, такого нет, не только в Атланте, но и в любом другом месте Америки. Нет, потому что быть не может. Такое может быть только в Грузии, которая на Кавказе и которая ассоциируется с американской Джорджией только на английском. Что они вытворяли с американцами! Или с другой стороны, что вытворяли американцы от необычайного, возможно, неожидаемого ими восторга! Описать невозможно! Слава Богу, что никто не вылетел из балкона в партер. Справедливости ради, отметим, что были там не только коренные американцы, но и благо приобретенные. Эмигранты из бывшего Советского Союза, а теперь из разных независимых стран. Они с радостью и гордостью смотрели на коренных американцев, они-то знали, куда и на что пришли. И были грузины, из независимого государства Грузия, которые с еще большей радостью и гордостью смотрели и на старых, и на новых американцев. Они очень-очень хорошо знали, зачем пришли. И все получили, что хотели! Большинство даже больше. Грузины повторили свой концерт назавтра. И снова при переполненном зале, и снова с оглушительным успехом.
Встреча с «человеком из Киева» Владимиром Новиковым происходила в частном доме. В очень домашней обстановке. Собрались бывшие киевляне, бывшие харьковчане, бывшие житомирцы, москвичи, бакинцы… (прошу прощения, перед теми, кого не назвал), но все большие ценители и знатоки бардовской песни. Они и создали эту чудную атмосферу несколько подзабытых «домашников». Ну, а В. Новикову только этого и надо было. Он буквально «цвел и пах». Пел песни, свои и чужие, рассказывал разные истории и просто байки, а под конец все-таки заставил всех присутствующих петь вместе с ним. Впрочем, если кто-то скажет, что все было, как раз наоборот, что это В.Новиков создал эту ауру и довел публику «до кондиции», спорить не буду.
И вот, в ощущении этой именно ауры, но, как-то сбоку, потому что сидел несколько сбоку, меня и посетили некоторые мысли, с которыми я позволю себе поделиться с читателями.
Впрочем, кое-что мне уже давно приходит в голову, с тех пор, как развалилось это огромное государство Советский Союз и превратилось в конгломерат независимых демократических республик. Оговорюсь сразу же, что еще за много лет до того, как покинул еще то государство, не являлся его поклонником и патриотом. Еще оговорюсь, что в контексте этой страны не собираюсь обсуждать вопрос, насколько каждая из новых республик является демократическим государством. Ограничусь определением, которое дали сами себе эти республики. Ибо для дальнейшего моего изложения – это не суть важно.
Почему-то тогда, только услышав ошеломляющую вещь, хотя ее многие ее ожидали и предсказывали, о развале великой страны, я сразу же подумал (возможно, косвенно предсказывая грядущие события), что, как минимум, две группы теперь уже бывших советских граждан окажутся пострадавшими: исполнители и их зрители-слушатели.
Ведь все, где бы в ой стране ни жили, были активными потребителями того искусства, которое совершенно справедливо подпадало под одно единственное и, на мой взгляд, правильное понятие – «советское искусство». Ну, возьмем, к примеру, С.Рихтера. Он был наш, всехный. И Райкин был наш, всехный. И Тарапунька и Штепсель были наши, всехные. И Раневская, и Анджапаридзе, и Ротару, и Магомаев, и Эсамбаев, и Банионис, и Вайкуле, и Отс, и Тамара Ханум, и «Песняры», и ансамбль танца Грузии… Все они были наши, все они были всехные.
Здесь, за пределами территорий той великой бывшей страны мы и продолжаем их так воспринимать. Именно поэтому мы наполняем залы, книжные магазины и частные дома, когда кто-либо из них приезжает, независимо, из какой страны они приехали к нам, независимо на территории какой из нынешних стран мы прежде жили. Потому что, они все по-прежнему наши. Именно поэтому на три названных концерта исполнителей из трех разных стран явились все те, кого я назвал, независимо от сегодняшних стран их бывшего исхода. Именно поэтому все новые американцы с гордостью смотрели на американцев старых, которые пришли на концерт грузинских танцоров. Потому что, для всех этих новых гости из Грузии перед лицом американцев были наши.
Увы, увы, увы, в самих этих новых странах все обстоит не совсем по-прежнему. Конечно, есть и по-прежнему. Сидят рядышком в Юрмале Крутой и Паулс, Пугачева и Вайкуле… Рада встречаться с бесконечным потоком своих почитателей из России киевлянка (-нин) Верка Сердючка, а с гордостью российской эстрады является не только украинка София Ротару, но, по утверждению Владимира Новикова, 80% сегодняшних ведущих эстрадных исполнителей России, которые вообще-то выходцы из Украины. От Кобзона до Витаса.
Но… Уже не едут на гастроли в Киев или Ташкент московские театры, не приезжает в Минск Одесская оперетта, а в Питер – Грузинская опера.
В интервью после концерта Игорь Иртеньев назвал довольно много стран и городов, где он в последние годы побывал с концертами, но среди них не было ни одной, которая раньше называлась «братской советской республикой».
Правда, новую премьеру своего великого маленького Театра кукол Резо Габриадзе показал для начала в Москве. (Ох, с каким нетерпением мы ждем ее здесь, в Америке!). Но не выступает ни там, ни в Питере, ни в другом городе России знаменитый балет Грузии под руководством и при участии недавней прима-балерины Большого театра Нино Ананиашвили. (Между прочим, не сходящий ныне из уст мировых СМИ Михаил Саакашвили четыре года назад пригласил в качестве художественного руководителя грузинского балета практически лишенную своего московского дома Нино, безоговорочно выделил ей требуемые ею миллионы долларов и теперь она с гордостью готова продемонстрировать миру, на что эти миллионы ушли. Мы, новые американцы, между прочим, здесь в Америке уже готовы это увидеть и с гордостью показать американцам старым). А концерт Государственного ансамбля танца Грузии, того самого, назначенный на 17 апреля сего года в Москве, был отменен. Лично меня не интересует, по каким причинам. Но раньше, при той власти такого, практически, не бывало, потому что не могло быть. Кстати, на «нашем» концерте в зале присутствовали послы Грузии и Украины и сотрудники посольства России. Если кто-либо желает, может заняться анализом этого присутствия.
Да, больше всего от такой независимости пострадало «искусство братских народов». Владимир Новиков относится к этой проблеме очень болезненно. Исторически при Советской власти деятели искусства, чтобы добиться признания у себя на родине, стремились в Москву. На Украине до сих пор помнят, что туда в свое время уехал недавно умерший Кирилл Лавров. (К слову, в том же Ленинградском Большом драматическом через пару десятков лет нашел свою всесоюзную славу Владимир Рецептер, уехавший из Ташкента). Сегодня ситуация в Украине еще более жестокая. Там нет своего рынка в искусстве. Поэтому в Украине сегодня почти не появляется новых имен. А те, кто чувствует, что может добиться успеха, в одиночку ищут признания в Москве или Питере. «В Украине всегда было серое вещество младшего брата. Сегодня тем более», - с горечью говорит В.Новиков. По рассказу В.Новикова в Киеве осталось мало театров, да и те, что остались, когда-то известные всему Союзу, далеко не процветают в своем творчестве. Уезжают в Россию за славой и успехом режиссеры, операторы, музыканты, цирковые артисты. Сам В.Новиков бывает в России по 3-4 раза в год на различных фестивалях авторской песни. Это значительно меньше, чем при Советском Союзе. Концертов вне фестивалей не бывает. Потому что условия для «младших братьев» стали более жесткие. Но он все-таки, «классик». А вот молодым исполнителям авторской песни нет ходу ни в Украине, в силу узости рынка и почти не потребности в местных «не раскрученных» кадрах, ни в России.
Деятели искусств других новых государств страдают еще больше. Про Азербайджанский театр оперы и балета ныне говорят «некогда прославленный». Не слышим мы про театр из Паневежиса, Рижский ТЮЗ, Одесскую оперетту и многие другие коллективы и отдельных исполнителей.
Но и российские театры и артисты тоже страдают. Конечно, вся Россия их боготворит, привечает и очень хорошо кормит. Но послушайте их самих. С какой грустью они вспоминают улочки Вильнюса, грузинское вино, азербайджанские кебабы, узбекский плов. Ах, если бы только улочки, вино, кебабы, да плов. С еще большей грустью они вспоминаю потерянных зрителей и ценителей, дружбу и совместную работу с теми, кто сегодня представляет «чужое» искусство, ежегодные летние гастроли. Поездок за границы России сегодня почти нет даже для очень известных. В страны «ближнего зарубежья» не посылают. В страны «дальнего» - не приглашают. Периферийные российские коллективы от этого страдают еще больше. Владимир Новиков видит проблему еще дальше: через 10-20 лет молодые научатся пробивать себе дорогу в широкий мир, исчезнет тяга находить признание в России и тогда пострадавшей стороной будет именно она. А мировое признание пробившихся принесет им звание пророков в своих отечествах.
Иногда ситуация доходит и до курьезов. Приведу недавний пример, правда, из области футбола. К слову, все сказанное выше вполне относится и к спорту. Ведь в теме данной статьи спорт – это тоже искусство, тоже зрелище, в котором с развалом «Страны Советов» и исполнители, и их зрители – болельщики многого лишились.
Недавно в рамках предварительного этапа розыгрыша Чемпионата Европы по футболу встречались в Тель-Авиве сборные Израиля и России. Для России это был важнейший матч, победа в нем выводила их сборную в финальную стадию Чемпионата. Для Израиля – это была ничего не решаюшая встреча, но матч престижа, который установился еще со старых, очень советских времен. В России, как в те старые времена, значение этого матча было приравнено к вопросу жизни и смерти страны. С некоторым отличием от тех времен: тысячи российских болельщиков совершенно спокойно, заплатив требуемую сумму, порой не маленькую, приехали в Израиль «болеть» за своих. Вместе с ними, как в старые времена, прибыли глава Счетной палаты РФ С.Степашин, вице-премьер правительства РФ А.Жуков и другие начальники. Как в старые времена, потребовались и жертвы. Руководители российского футбола обратились с просьбой к тяжело больному популярному актеру Александру Абдулову приехать на матч, чтобы создать стимул к выигрышу родной команды. Артист-патриот, хоть и больной, но чувствующий себя получше после лечения в Израиле и поездки к тибетским монахам, не мог отказать. Но, в отличие от старых времен, поставил свои условия: выделить персональный самолет, послать вместе с ним личного врача и забронировать номер-люкс. И что вы думаете? Времена таки новые – все его требования были удовлетворены.
В тяжелом положении оказались болельщики – бывшие граждане СССР, новые израильтяне: за кого болеть, за старую родину или за новую? Исследователи говорят, что болели за новую. Возможно, решающее значение оказал патриотизм старых израильтян, которые бескомпромиссно победили россиян. Сэкономив тем самым много денег тоже попавшему в сложную ситуацию Роману Абрамовичу. Он для начала выделил деньги на улучшение Центрального стадиона Израиля в соответствии с требованиями противной стороны, а затем пообещал каждому российскому игроку в случае победы по 100 тысяч долларов. Пообещал ли он что-либо израильской команде мне неведомо.
А что же нынешние граждане бывших советских республик, ныне независимых государств? Про всех не знаю, но Владимир Новиков, услышав от нас о результате матча, не колеблясь, сказал, что очень доволен таким результатом.

«Конечно, - скажет кое-кто, – «Лес рубят – щепки летят», «Дыма без огня не бывает», «Любое действо имеет свои издержки». И все-таки… «А все-таки жаль, что кончилось лето…» Очень жаль. До боли и до слез…

Алекс ПЛАКС –
газета «Каскад» , г.Балтимор, США, декабрь 2007г


Главная Биография Архив Аудио Фото Мои статьи Статьи обо мне Гостевая Ссылки Баннеры
Hosted & designed by TRM.